Управление Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека по Тульской области

<< назад

ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Защита прав потребителей в сфере предоставления
платных медицинских услуг

На территории Тульской области платные медицинские услуги оказывает 101 медицинское учреждение как по индивидуальным договорам с потребителями, так и в системе добровольного медицинского страхования.

Специалистами Управления Роспотребнадзора по Тульской области с целью контроля выполнения требований законодательства о защите прав потребителей, Правил предоставления платных медицинских услуг населению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.01.96 г. № 27 в 2008 году проведены проверки 24 медицинских учреждений различных организационно-правовых форм, оказывающих платные медицинские услуги. Нарушения Закона «О защите прав потребителей» и Правил выявлено в 19 учреждениях, т.е. 79% из проверенных учреждений работают с нарушениями. По результатам проверок возбуждено 27 дел об административных правонарушениях по ст. 14.8 ч.1, ч.2; 14.5; 14.15; 14.4 ч.2; 14.6 КоАП РФ, составлено 27 протоколов, в том числе 6 протоколов в отношении юридических лиц, сумма штрафов составила 72,2 тысячи рублей.

Основными нарушениями законодательства в сфере защиты прав потребителей явились:

- включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, это, например, запрет на устранение недостатков услуги третьими лицами и отказ от приема претензий по качеству без договора;

- отсутствие полной и достоверной информации об услуге, исполнителе, ценах, сроках выполнения;

- невыдача договора на оказание услуги или документа, подтверждающего факт оплаты услуги;

- отсутствие информации о квалификации медицинских работников, что является существенным нарушением, т.к. ограничивает право потребителя на выбор конкретного исполнителя услуги.

В число проверенных вошли 11 муниципальных учреждений здравоохранения. Большинство из них не имеют специального разрешения на оказание платных медицинских услуг. Часть медицинских услуг они оказывают в рамках добровольного медицинского страхования, когда гражданин получает дополнительные медицинские услуги в медицинском учреждении только при наличии договора ДМС, заключенного со страховой компанией. Этот факт вводит в заблуждение потребителя относительно платной медицинской услуги. Медицинское учреждение, не заключая с пациентом договор о предоставлении платной медицинской услуги, не получая напрямую денег, силами своих специалистов в их рабочее время по договорам со страховыми компаниями наряду с бесплатным медицинским обслуживанием предоставляет и медицинские услуги, оплаченные через страховые компании. Информация об оплаченной услуге либо отсутствует вообще, либо неполная.

Медицинская организация, оказавшая услугу, обязана предоставить потребителю полную и достоверную информацию, в том числе о квалификации специалиста, т.к. оказание медицинской услуги в рамках добровольного медицинского страхования также регулируется законом «О защите прав потребителей».