Управление Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека по Тульской области
<< назад ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

П А М Я Т К А
для граждан, имеющих намерение воспользоваться
услугами банков

В связи с выявлением фактов правонарушений в сфере предоставления кредитов гражданам Управление Роспотребнадзора по Тульской области считает необходимым дать несколько практических советов.

  • Потребительский кредит - это кредит, предоставляемый банком на приобретение товаров (работ, услуг) для личных, бытовых и иных непроизводственных нужд.
  • Получение кредита предполагает обязанность вернуть в установленные кредитным договором сроки основную сумму долга (сумму, которая была получена от банка), а также уплатить проценты за пользование кредитом.
  • Перед принятием решения о получении потребительского кредита оцените свои потребности в его получении, а также возможности по его своевременному обслуживанию (погашению), то есть какую сумму денежных средств, исходя из Вашего бюджета, Вы реально можете направить на уплату всех причитающихся платежей по кредиту.
  • Для принятия решения о получении потребительского кредита следует получить от сотрудников банка исчерпывающую информацию об условиях, на которых осуществляется кредитование, в том числе обо всех без исключения платежах, связанных с получением кредита и его обслуживанием (погашением).
  • Право на получение своевременной (до заключения кредитного договора), необходимой и достоверной информации закреплено федеральным законодательством (статья 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", статья 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). К такой информации в том числе относятся: размер кредита, полная сумма, подлежащая выплате потребителем, график погашения этой суммы, полная стоимость кредита в процентах годовых.
  • На сегодняшний день банками установлены формы типовых договоров единого образца на клиента – заемщика (юридическое и физическое лицо), в которые заведомо включены условия, ущемляющие права потребителей:
    • это рассмотрение споров в судах по месту нахождения банковских организаций, тогда как в соответствии со ст. 17 Закона от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» иски в защиту прав потребителей могут быть предъявлены в суды по выбору истца;
    • это одностороннее изменение процентной ставки по кредиту без письменного согласия заемщика, а ст.ст. 310, 450-452, 820 Гражданского Кодекса Российской Федерации письменное соглашение предусмотрено обязательно;
    • незаконным является также взимание процентов за досрочное погашение кредита (нарушение статей 315, 330, 810 гражданского Кодекса, статей 16, 32 закона «О защите прав потребителей»);
    • в договоры необоснованно включается взимание дополнительной платы за открытие и ведение ссудного счета (данный счет служит для учета задолженности по кредиту), что противоречит ст. 819 ГК РФ – клиент должен возвратить только полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее;
    • зачастую практикуется навязывание обязательного страхования жизни заемщика в конкретных страховых компаниях, выбранных банками, а по ГК РФ страхование жизни может быть только добровольным;
    • имеет место взимание дополнительной платы (исчисляется в тыс. руб.) в случае отказа гражданина от получения кредита, если деньги от банка он еще не получил (ст. 32 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает право гражданина на отказ от исполнения договора с возмещением только лишь понесенных фактических расходов ( на основании сметы, расчетов) и так далее.
  • Не спешите подписывать документы. Перед подписанием кредитного договора тщательно изучите его. В этих целях, по возможности, возьмите кредитный договор домой, более внимательно изучите его условия, устанавливающие Ваши обязанности (обязательства, ответственность), убедитесь, что кредитный договор не содержит условий, о которых Вам не известно или смысл которых Вам не ясен.
  • Если какие-либо условия кредитования Вам не понятны, просите разъяснения и соответствующие документы у сотрудников банка, уточняйте интересующие Вас вопросы.

По вопросам, связанным с потребительским кредитованием, Вы можете обращаться в
Управление Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
по Тульской области
по тел.: 26-53-24
и в консультационный центр по адресу:
г. Тула, ул. Мира, д.25 (каб.№4)