Управление Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека по Тульской области

<< назад

Проблемы обеспечения защиты прав потребителей в сфере ЖКХ

Со вступлением в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации начался во многом принципиально новый этап развития отношений в сфере ЖКХ.

В рамках выполнения постановления Правительства РФ от 06.02.08 г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» с целью предупреждения возможных нарушений прав потребителей по причине отбора в качестве управляющих организаций недобросовестных и некомпетентных участников рынка Управление Роспотребнадзора по Тульской области вышло с письменным предложением во все муниципальные образования области о включении в конкурсные комиссии специалистов Управления, большинство МО это предложение приняло. Однако немногим более 20 процентов жителей многоквартирных домов приняли участие в выборе способа управления.

Низкая результативность работы по выбору способов управления многоквартирными домами, проводимой в муниципальных образованиях, выявила следующие проблемы:

  1. Отсутствие должной инициативы собственников жилья в выборе методов управления;
  2. Отсутствие квалифицированных кадров в управлении многоквартирными домами;
  3. Отсутствие средств на приведение многоквартирных домов в надлежащее состояние.

Защита прав потребителей в сфере ЖКХ - одно из приоритетных направлений в деятельности Роспотребнадзора. Понимая значимость стоящих в сфере ЖКХ вопросов и задач, Управление организует свою работу в рамках заключенных соглашений о взаимодействии в сфере защиты прав потребителей с территориальными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта, органами местного самоуправления и др., а также с привлечением других служб и ведомств к участию в проверках, обсуждению острых проблем, обмену информацией. Такая совместная деятельность велась с органами прокуратуры, местного самоуправления, Государственной жилищной инспекцией в рамках Программы проведения необходимых организационных и контрольных мероприятий, направленных на недопущение нарушений законодательства о защите прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной руководителем Управления Роспотребнадзора по Тульской области в марте 2006 года.

Наиболее частыми поводами для обращений служит не предоставление обязательной и полной информации об услугах и исполнителях, не соблюдение сроков устранения неисправностей и аварийных ситуаций, некачественное исполнение обязательств по предоставлению тепло-, водо- и электроснабжения жилых помещений граждан, неисполнение обязательств по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирных домах. Количество обращений на нарушения в сфере ЖКХ по сравнению с 2006 годом значительно уменьшилось (с 159 в 2006г. до 32 в 2007г.). Уменьшился и их удельный вес в общем количестве обращений.

Эти результаты достигнуты вследствие проводимой разъяснительной работы с потребителями, профилактических и привентивных мероприятий, направленных на минимизацию нарушений прав потребителей. В 2007 году проведено 37 семинаров по изучению требований нормативных документов, регулирующих отношения с потребителями, в СМИ опубликовано 47 статей, на сайте Роспотребнадзора размещено 4 информации, работает постоянно действующий телефон «горячей линии».

В течение 2007 года проведено более 550 проверок коммунальных объектов по соблюдению санитарного законодательства. В ходе проведения контрольных мероприятий большое внимание уделялось санитарному состоянию территорий жилой застройки, содержанию мест общего пользования жилых домов. Установлены следующие нарушения:

  • срывы графиков вывоза мусора с контейнерных площадок населенных пунктов;
  • неудовлетворительное санитарное состояние контейнерных площадок;
  • несвоевременный вывоз бытового мусора с территорий частного сектора;
  • неудовлетворительное содержание подвальных помещений жилых домов;
  • несвоевременное проведение ремонтов подъездов, подвалов, крыш.

В период подготовки к летнему сезону была организована «горячая линия» по приему сигналов от населения о возникновении несанкционированных свалок бытового мусора. По телефону «Горячей линии» поступило 96 обращений жителей. Полученная информация была использована при проведении рейдовых проверок с участием представителей администраций муниципальных образований, жилищно-коммунальных служб. В ходе проведения акции составлен 371 протокол, из них 28 – на юридических лиц, 7 дел направлено на рассмотрение в суд и 4 дела - в прокуратуру.

По соблюдению законодательства о защите прав потребителей на предоставление услуг горячего и холодного водоснабжения, отопления, несвоевременное устранение аварийных ситуаций инженерных сетей и других коммунальных услуг проведено 93 контрольно-надзорных мероприятия. Анализ структуры нарушений показал, что удельный вес нарушений, связанных с качеством предоставляемых услуг остался на прежнем уровне, а удельный вес нарушений, связанных с предоставлением неполной или отсутствием обязательной информации о предоставляемой услуге или об ее исполнителе возрос более чем в 2 раза.

В ряде предприятий ЖКХ в нарушение «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» до потребителей не доведена информация в полном объеме необходимых требований. Установлены нарушения порядка ведения журнала учета заявок граждан на устранение неисправностей инженерного оборудования в жилых домах, отсутствие отметок о выполнении заявок, нарушение предельных сроков их выполнения.

Большое внимание уделяется контролю качества питьевой воды. По обращениям потребителей и в порядке планового контроля проводились надзорные мероприятия водозаборных и водопроводных сооружений, где также выявлены нарушения:

  • недостаточная подача населению воды по графику, утвержденному администрацией муниципальных образований;
  • подача населению воды, не соответствующей нормативам по микробиологическим и химическим показателям;
  • прекращение подачи воды населению в связи с банкротством предприятий, на балансе которых находились водоразборные сооружения;
  • неудовлетворительное санитарное состояние водозаборов и их бесхозность.

По результатам лабораторных исследований были установлены факты подачи в отдельные населенные пункты области питьевой воды, не соответствующей санитарным нормам и государственным стандартам.

Поскольку административная санкция в виде штрафа не всегда является эффективной мерой воздействия, стимулирующей исполнителей жилищно-коммунальных услуг к устранению допущенных нарушений, Управлением используется практика предъявления судебных исков в защиту неопределенного круга потребителей. Подготовлено и подано в суды 9 исков (в 2006г.- 6; в 2007г. - 3). По 8 искам судами действия исполнителей услуг признаны противоправными и подлежащими прекращению.

В настоящее время находится в производстве иск о нарушении прав потребителей по качеству подаваемой жителям питьевой воды МУП МО г. Тулы «Тулагорводоканал».

Проблема защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг, где уровень государственной и общественной защиты не всегда отвечает реальным запросам населения, остается актуальной и требует повышения эффективности государственного надзора.

Заместитель руководителя
Управления Роспотребнадзора
по Тульской области
А.Э.Ломовцев