Управление Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека по Тульской области

<< назад

ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Памятка для туриста

Для потенциального туриста выбор турфирмы – это достаточно серьезная проблема. Одним из главных признаков благонадежности турфирмы является грамотно, полно и равноправно составленный договор о реализации туристского продукта. Договор является публичным, составляется в письменной форме и должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей. Согласно ст. 10 Федерального закона РФ от 24.11.1996г. № 232 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее Закон), к существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся:

полное и сокращенное наименование, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;

размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес(место нахождения) и почтовый адрес организации, пред оставившей финансовое обеспечение;

сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме необходимом для реализации туристского продукта;

общая цена туристского продукта в рублях;

информация о потребительских свойствах туристского продукта – о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания(месте нахождения средства размещения, его категории) и питании, услугах по перевозке туриста в стране временного пребывания, о наличии экскурсовода, гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

права и обязанности и ответственность сторон;

сведения о порядке и сроках предъявления туристом претензий к туроператору;

сведения о порядке и сроках предъявления туристом требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат;

Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон. Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.

Качество Вашего отдыха во многом будет зависеть от того, как составлен договор. Поэтому, прежде чем подписывать предлагаемый типовой договор внимательно изучите его. Вы вправе предложить изменить, дополнить положения договора.

Одним из подробных должен быть пункт с описанием условий Вашего отдыха. И чем больше подпунктов он будет содержать, тем меньше неприятных сюрпризов Вас ожидает на отдыхе, если какое–либо условие сформулировано недостаточно ясно, настаивайте на внесении в договор уточнений, не удовлетворяйтесь устным разъяснением служащего фирмы. Иначе Вам сложно будет отстоять свои интересы, а после путешествия - предъявить фирме претензии, если нарушены какие-либо условия договора, желательно позаботиться о доказательствах этих нарушений (квитанциях, чеках, свидетелях и т.д.)

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору в течении 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течении 10 дней со дня их получения.

П.22 постановления Правительства РФ от 18.07.2007г.№ 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» определяет ответственность Исполнителя в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей»:

за ненадлежащую информацию о туристском продукте и исполнителе, в том числе за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации;

за реализацию туристского продукта, содержащего в себе недостатки, в том числе за нарушение требований к качеству и безопасности туристского продукта;

за нарушение сроков оказания услуг и иных условий договора ;

за включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих, установленные законодательством права потребителей .

за причинение вреда жизни и здоровью потребителя, а также его имуществу вследствие недостатков туристского продукта.

Договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта. Основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии является факт установления обязанности туроператора возместить туристу реальный ущерб (турист в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора), возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору, если это является существенным нарушением условий такого договора.

Статья 17.4. Закона определяет существенные нарушения условий договора, к которым относятся: неисполнение обязательств по оказанию туристу входящих в туристский продукт услуг по перевозке, и (или) размещению; наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта.

Согласно положениям ст. 17.5. Закона иск о возмещении реального ущерба может быть предъявлен туристом туроператору либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно, одновременно турист не лишается права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и морального вреда в судебном порядке.

Турист предъявляет письменное требование о выплате страхового возмещения или об уплате денежной суммы непосредственно к организации, предоставившей финансовое обеспечение, в котором указываются:

фамилия, имя, отчество туриста;

дата выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финансового обеспечения ответственности туроператора;

номер договора о реализации туристского продукта и дата его заключения;

наименование туроператора, которому предоставлено финансовое обеспечение;

наименование турагента;

информация об обстоятельствах, свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении туроператором (турагентом) обязательств по договору о реализации туристского продукта;

ссылка на обстоятельства, предусмотренные вышеуказанной ст. 17.4. Закона;

размер денежных средств, подлежащих уплате туристу;

в случае, если требование об уплате денежной суммы предъявляется по банковской гарантии- реквизиты документа, свидетельствующего об отказе туроператора в добровольном порядке удовлетворить требование туриста.

К требованию турист прилагает следующие документы:

копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);

копию договора о реализации туристского продукта (с предъявлением его оригинала);

документы, подтверждающие реальный ущерб, понесенный туристом . и (или) копия судебного решения о возмещении туроператором реального ущерба туристу.

Для исполнения своих обязательств страховщик или гарант не вправе требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей.

Не подлежат возмещению расходы, произведенные туристом и необусловленные требованиями к качеству туристского продукта.

Письменное требование туриста о выплате страхового возмещения или денежной суммы по банковской гарантии должно быть предъявлено в течение срока действия финансового обеспечения. Страховщик или гарант обязан удовлетворить требование туриста не позднее 30 календарных дней после дня получения указанного требования с приложением всех документов, предусмотренных настоящей статьей.